Приватизация государственного и муниципального имущества: порядок и особенности

Приватизация — термин, впервые внедренный в законодательство после распада Советского Союза.

Обычные граждане рассматривают его как возможность получения прав на владение жилой собственностью, однако понятие можно употреблять и в более широком смысле.

Существует огромное количество способов приватизации государственного и муниципального имущества, которыми могут воспользоваться не только юридические, но физические лица.

Приватизация государственного и муниципального имущества: порядок и особенности

Определение приватизации

Приватизация — отчуждение любой формы имущества из государственной или муниципальной собственности в пользу физических или определенного круга юридических лиц в установленном законами порядке.

Субъекты приватизации — это владельцы госсобственности и возможные покупатели, представленные в форме физических или юридических лиц.

Состав субъектов:

  • собственники — Российская Федерация или ее субъекты,
  • специальные учреждения от государства, выполняющие продажные функции,
  • физические и юридические лица.

В качестве объектов выступает собственность, которую граждане имеют право присвоить в соответствии с Федеральным законом «,О приватизации имущества»,.

Виды объектов по содержанию:

  • имущественные комплексы государства,
  • отдельные виды собственности, принадлежащие РФ,
  • ценные бумаги, принадлежащие госучреждениям.

У объектов имеется множество классификаций, однако чаще всего используется разделение по содержанию.

Необходимые условия

Федеральный закон «,О приватизации муниципальной и городской собственности», устанавливает порядок и условия отчуждения. Главная особенность проведения процесса — его безвозмездность. Органы власти не берут с граждан деньги за передачу имущества в собственность.

Законом выделяются следующие условия:

  • каждый гражданин имеет право лишь единожды получить бесплатную собственность,
  • приватизировать жилье могут только те, кто прописан в муниципальном жилье,
  • при присвоении нежилого помещения (например, подвального) необходимо выкупить доли у остальных участников.

Под нежилыми помещениями понимаются чердаки или придомовая территория. Чтобы приватизировать подвал в многоквартирном доме, придется выкупить все доли у остальных собственников жилья.

Приватизация государственного и муниципального имущества: порядок и особенности

Список требуемых документов

Список необходимых документов зависит от того, какой вид имущества будет приватизироваться, а также от требований со стороны органов самоуправления.

Перечень справок, если объектами выступают жилые площади:

  • законное разрешение на проживание (прописка),
  • справка о праве пользования жильем,
  • разрешение от местных властей на въезд в квартиру,
  • выписка из жилищно-эксплуатационного управления (ЖЭУ) о том, что на доме отсутствуют обременения,
  • справка, способная подтвердить факт отсутствия повторного участия в программе,
  • выписка из Единого государственного реестра прав и недвижимости (ЕГРП),
  • заявление от желающих участвовать в программе.

Возможность присвоения доступна лишь раз в жизни, однако существует одно исключение. Если гражданин участвовал в процедуре будучи несовершеннолетним, то после 18 лет он сможет вновь подать документы.

Для присвоения нежилого помещения понадобятся:

  • заявление,
  • паспорт,
  • постановление на отчуждение,
  • чек, подтверждающий выплаты в пользу государства,
  • выписка из кадастровых документов,
  • договор об аренде.

При этом процедура приватизации нежилой собственности проводится на возмездной основе — это не зависит от правовой формы заявителя.

Зачем проводится

Приватизация призвана реализовать разгосударствление муниципального имущества и повысить эффективность организаций путем их передачи в руки частников.

Разгосударствление — процесс упразднения государственного монополизма, формирование смешанной экономики и ее децентрализация.

Если рассматривать процедуру с точки зрения обывателя, то для обычного гражданина приватизация — это оформление прав на личное владение квартирой. Собственник получает возможность полностью контролировать имущество, продавая и передавая его по наследству.

Приватизация государственного и муниципального имущества: порядок и особенности

Законодательство Российской Федерации включает два основных документа, связанных с процедурой приватизации различных форм и видов собственности.

Список законов:

  1. Федеральный закон № 178 «,О приватизации государственного и муниципального имущества», устанавливает основные понятия и особенности проведения процедуры.
  2. Закон РФ № 1541-1 «,О приватизации жилого фонда в РФ», устанавливает основные принципы осуществления присвоения различных фондов на территории страны.

Государство допускает существование местных правовых документов, устанавливающих особенности местной приватизации. Главное условие — они не должны противоречить федеральным законам.

Виды

Классификация явления основана на том, какой тип имущества будет отчуждаться в пользу физического или юридического лица. Подобные виды установлены законными актами и имеют некоторые особенности.

Виды процедуры:

  • приватизация жилых площадей происходит на безвозмездной основе и может проводиться только для прописанных там граждан,
  • присвоение земли проводится на различных условиях, о которых нужно узнать у органов местной власти,
  • госкорпораций и прочего имущества — этот вид возможен только на возмездной основе.

В зависимости от категории прошлого собственника можно выделить еще два вида: муниципальное и государственное. Впрочем, законодательные отличия между этим типами минимальны.

Приватизация государственного и муниципального имущества: порядок и особенности

Способы

Законодательные акты предусматривают несколько возможностей провести процедуру присвоения, большинство из которых были введены в 2001 году и действуют до сих пор.

Основные подходы к передачи имущества в руки частников:

  • акционирование предусматривает переформирование госорганизаций в открытые акционерные общества,
  • аукционные продажи,
  • реализация акций через госконтракты,
  • продажа учреждения через биржевые торги,
  • передача компаний с необъявленной ценой,
  • безвозмездная передача в руки частных лиц.

ЧИФы (чековые инвестиционные фонды) и ваучеры — более простые аналоги присвоения собственности, однако на сегодняшний день они не актуальны и не могут быть применены гражданами.

Общий порядок оформления

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества включает в себя три этапа, каждый из которых подразумевает соблюдение определенных условий.

3 этапа процедуры:

  1. Планирование.
  2. Принятие и утверждение условий, на которых будет происходить приватизация.
  3. Присвоение.

Наиболее трудоемкий и длительный этап первый. Это связано с тем, что государственные органы, связанные с имуществом, должны дать оценку всем моментам отчуждения. При этом решение оглашается не муниципальной властью, а Правительством Российской Федерации, поэтому ответ можно ждать довольно долго.

Способ приватизации устанавливается непосредственно органами власти. Какой именно метод будет выбран, зависит от обстоятельств и типа собственности.

Приватизация государственного и муниципального имущества: порядок и особенности

Особенности

Несмотря на то, что процедура присвоения муниципального и государственного имущества практически не отличаются, у первого есть ряд особенностей из-за влияния локальных законодательных актов.

Особенности процедуры:

  1. Жилье всегда приватизируется на уровне муниципалитета. Местные власти устанавливают, как недвижимость может быть присвоена частными лицами. Часть жилых помещений вовсе не подлежит приватизации, например, квартиры при воинских частях.
  2. На уровне муниципалитета отчуждается собственность, стоимость которой ниже государственной. По этой причине здесь распространены аукционы с целью получить наибольшую прибыль.
  3. Практически все земли хозяйственного назначения принадлежат органам местного самоуправления, поэтому контракт о присвоении подобной территории должен быть подписан с властями субъекта РФ.

В остальных моментах процедура проходит по федеральным законам.

Возможно ли решение через суд

Приватизация унитарного предприятия или жилья в многоквартирном доме через суд — это сложная процедура, которая потребует много времени. Необходимость обращения в вышестоящие инстанции возникает тогда, когда государство отказывается отчуждать имущество в пользу гражданина или юридического лица.

Органы местного самоуправления могут сами утвердить причину отказа. Например, в случае незаконной перепланировки муниципалитет не станет подписывать документ о передаче. Придется устранить нарушения.

Для обращения в правозащитную организацию необходимо составить стандартное исковое заявление и оформить необходимый пакет документации, который подтвердит права на приватизацию.

Перечень документации для получения прав собственности через суд:

  • паспорт гражданина РФ,
  • документы, подтверждающие личность,
  • выписка из домовой книги,
  • документ, подтверждающий наличие законной перепланировки,
  • согласие родственников на процедуру,
  • договор социального найма квартиры,
  • паспорт на жилье,
  • справка о том, что лицо ранее не принимало участия в присвоении собственности.

Перечень справок не окончательный. В зависимости от ситуации суд может затребовать сторонние документы, связанные с делом.

Пример

Николай С. вместе с двумя детьми и женой проживал в квартире по договору социального найма. Супруги решили приватизировать жилье и отправились к нотариусу, чтобы оформить справку о согласии на процедуру.

Написав заявление по установленному образцу, мужчина отправил его в Жилищный отдел, однако тот отказал ему.

Причина проста: Николай не указал в заявлении детей, которые не достигли совершеннолетия, а также не позвал с собой супругу — эти условия должны соблюдаться в обязательном порядке. Подать повторное заявление гражданин может после устранения нарушений.

Источник: https://domosite.ru/zakon/sposobyi-i-poryadok-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva

Порядок приватизации муниципального имущества

  • Возмездная передача муниципального имущества в собственность юридических и физических лиц осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.
  • Программа приватизации муниципального имущества, разрабатываемая Органом по управлению имуществом на основе Государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации, представляется Главой (управляющим) администрации Муниципального образования в Муниципальный совет в срок не позднее двух месяцев после принятия Государственной программы.
  • Продажу муниципального имущества осуществляют юридические лица, отобранные по результатам конкурса, порядок и условия проведения которого устанавливается Муниципальным советом.
  • Предприятие вправе продать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество с согласия Муниципального совета по представлению Главы (управляющего) администрации муниципального образования.
Читайте также:  Обременение на квартиру: что это? как проверить и снять?

В постановлении Муниципального совета о даче согласия на продажу недвижимого имущества указываются нормативы распределения средств от продажи имущества между предприятием и бюджетом муниципального образования. При этом доля средств, направляемых в бюджет муниципального образования, не может быть меньше 25%.

Для принятия решения о даче согласия на продажу недвижимого имущества Орган по управлению имуществом представляет в Муниципальный совет следующие документы:

  1. письмо за подписью руководителя предприятия, содержащее просьбу о даче согласия на продажу имущества и технико-экономическое обоснование необходимости продажи и использования полученных средств;
  2. копию протокола заседания Комиссии;
  3. представление Главы (управляющего) администрации муниципального образования в форме заключения;
  4. копию устава предприятия;
  5. балансовый отчет на последнюю отчетную дату с отметкой налоговых Органов;
  6. правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, включая правоустанавливающие документы на земельный участок на котором находится продаваемый объект;
  7. технический паспорт БТИ, справку БТИ о техническом состоянии имущества;
  8. справку о принадлежности объекта к памятникам истории и архитектуры;
  9. отчет об оценке рыночной стоимости имущества, произведенной независимым оценщиком;
  10. справку о балансовой стоимости имущества.

Имущество, состоящее в муниципальной казне, может передаваться в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность иных муниципальных образований по соглашению сторон на основании договоров купли — продажи, дарения (пожертвования) или мены, заключаемых Органом по управлению имуществом на основании соответствующих постановлений Муниципального совета.

Договоры аренды, безвозмездного пользования и доверительного управления муниципальным имуществом (далее — договоры) заключаются, как правило, по результатам торгов на право заключения договора в порядке, устанавливаемом Муниципальным советом соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

В доверительное управление передается имущество, состоящее в муниципальной казне, а именно:

  1. предприятия и иные имущественные комплексы;
  2. отдельные объекты недвижимого и движимого имущества;
  3. акции акционерных обществ за исключением акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации муниципальных унитарных предприятий;
  4. доли в уставном капитале хозяйственных обществ.

Для принятия решения об учреждении доверительного управления муниципальным имуществом Орган по управлению имуществом представляет в Муниципальный совет следующие документы, рассмотренные и одобренные на Комиссии:

  • копия протокола заседания Комиссии;
  • проект постановления Муниципального совета об учреждении доверительного управления;
  • пояснительную записку с обоснованием:
  • целесообразности передачи имущества в доверительное управление;
  • выбора формы заключения договора (на торгах или целевым образом);
  • выбора кандидатуры доверительного управляющего (при заключении договора целевым образом);
  • выбора формы проведения торгов и кандидатур участников торгов при проведении закрытого конкурса;
  • размера вознаграждения доверительного управляющего как части дохода, получаемого в результате доверительного управления имуществом;
  • размера платежа за право заключения договора, который не может быть меньше затрат организатора торгов на подготовку конкурсной документации;
  • применения залога или банковской гарантии в качестве обеспечения доверительным управляющим исполнения обязательств по договору;
  • копию отчета профессионального оценщика о рыночной стоимости объекта доверительного управления;
  • проект договора, заключаемого целевым образом;
  • проект конкурсной документации (при принятии решения о проведении торгов), включающей:
  • порядок и условия проведения торгов;
  • проект информационного сообщения о проведении торгов;
  • форма заявки на участие в торгах;
  • критерии выбора победителя торгов;
  • начальный размер платежа, выплачиваемого победителем торгов, за право заключения договора;
  • проект договора, заключаемого по результатам торгов.

Торги проводятся в форме конкурса, открытого или закрытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений по выполнению условий конкурса. Организатором торгов выступает Орган по управлению имуществом, который создает соответствующую конкурсную комиссию.

Выгодоприобретателем от лица муниципального образования выступает Орган по управлению имуществом.

В целях обеспечения исполнения обязательств муниципального образования и предприятий перед третьими лицами, может передаваться в залог муниципальное имущество:

  • составляющее муниципальную казну;
  • принадлежащее предприятию на праве хозяйственного ведения.

Муниципальное имущество может быть предметом залога для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц.

Залог имущества, находящегося в муниципальной казне, возникает в силу договора, заключаемого на основании соответствующего постановления Муниципального совета Органом по управлению имуществом с кредитором по обеспечиваемому залогом обязательству.

Предприятие для получения разрешения на залог недвижимого имущества, принадлежащего ему на право хозяйственного ведения, направляет письменное заявление в орган по управлению имуществом с приложением:

  1. проекта договора о залоге;
  2. свидетельства о внесении муниципального имущества, имеющегося у предприятия, в реестр;
  3. заключения независимого профессионального оценщика о рыночной стоимости передаваемого в залог муниципального имущества;
  4. финансово-экономического обоснования возможности выполнения предприятием обязательств, обеспечиваемых залогом муниципального имущества, в сроки, устанавливаемые договором о залоге этого имущества.

Движимое и недвижимое муниципальное имущество, относящееся к основным средствам и закрепленное на праве хозяйственного ведения за предприятиями и на праве оперативного управления за учреждениями, может быть списано с их баланса по следующим основаниям:

  1. пришедшее в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам.

Списание основных средств только в тех случаях, когда восстановление их невозможно или экономически нецелесообразно и если они в установленном порядке не могут быть реализованы либо переданы другим предприятиям или учреждениям.

Комиссия по списанию основных средств:

  • производит непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, используя при этом всю необходимую техническую документацию (паспорт, поэтажные планы и другие документы), а также данные бухгалтерского учета, и устанавливает непригодность объекта к дальнейшему использованию либо восстановлению;
  • устанавливает конкретные причины списания объекта;
  • выявляет лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, вносит предложения о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;
  • определяет возможность продажи имущества, подлежащего списанию, или безвозмездной передачи его на баланс социально-значимых учреждений (образовательным, детским, здравоохранения, социального обеспечения);
  • при частичном сохранении потребительских качеств подлежащего списанию имущества определяют возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производит их оценку на основе действующих на этот момент рыночных цен на аналогичную продукцию и степени износа оцениваемых объектов, но не ниже остаточной стоимости;
  • осуществляет контроль за изъятием из списываемых основных средств годных деталей, узлов, материалов, а также драгоценных металлов с определением их количества и веса, контролирует сдачу их на склад с соответствующим отражением на счетах бухгалтерского учета.

Способы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества: порядок и особенности

Термин приватизация вошел в обиход российских граждан с 1992 года после распада СССР. Большинство из них связывают понятие приватизации исключительно с возможностью перехода в собственность муниципального жилья. Это достаточно узкое использование и термина, и возможностей процесса.

Источник: http://pravootveta.ru/poryadok-privatizatsii-munitsipalnogo-imushhestva/

Приватизация государственного и муниципального имущества

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Собственность » Приватизация государственного и муниципального имущества

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель.

Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Читайте также:  Работа по совместительству в декретном отпуске

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии.

В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации.

Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы.

Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/privatizaciya-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imushhestva.html

Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация — отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г.N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст.5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
    2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
    3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
    4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
    5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
    6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).
Читайте также:  Необоснованный отказ в приеме на работу: когда недопустим, иск в суд

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
    3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
    8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
    9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
    10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-sposobi-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imuschestva

Особенности приватизации государственного и муниципального имущества: порядок приватизация имущества государственного и муниципального жилищного фонда на основании договора передачи имущества

Под приватизацией понимается процедура переоформления жилища муниципального типа в личную собственность. Участниками процедуры становятся: наниматель и все лица, имеющие постоянную регистрацию в жилом помещении.

После проведения приватизации наниматель становится собственником жилья и получает право распоряжаться недвижимостью по своему личному усмотрению и совершать с ним все виды сделок, которые предусмотрены законодательством.

Регулируют подобные правоотношения несколько законодательных актов:

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

Позвоните и решите вашу проблему прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

  • Жилищный кодекс РФ.
  • Закон №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».

В соответствии с этими документами, гражданин получает право на бесплатное приватизирование жилого помещения раз в жизни.

В некоторых случаях допускается повторное участие в процедуре: когда гражданину на тот момент еще не исполнилось 18 лет или если первую попытку суд признал недействительной.

Приватизация жилых помещений государственного жилищного фонда началась в 90-х годах и продолжается до сих пор. Раз в три года производилась пролонгация приватизационного закона, а в итоге была установлена бессрочно.

Помимо общепринятой трактовки термина, существует еще и более широкое определение. Приватизация муниципального нежилого помещения подразумевает под собой передачу гражданам и жилой, и коммерческой недвижимости на бесплатной основе, которой по закону может принадлежать исключительно государству.

Варианты приватизации государственного и муниципального помещения

Законом определены несколько способов приватизирования государственных и муниципальных помещений:

  1. Путем преобразования организаций государственного типа в акционерное общество.
  2. При переводе подобного имущества в ООО без выпуска акций.
  3. Посредством реализации недвижимости или акций в составе уставного капитала предприятия, являющегося государственным, на специальном аукционе.
  4. Через реализацию акций таких организаций на конкурсной основе.
  5. При помощи продажи акций доверенным лицом или на бирже.
  6. Реализация имущества с необъявленной стоимостью.
  7. При вкладе имущества в организованное акционерное общество.

Способ приватизации определяет тот исполнительный орган власти, который имеет право распоряжаться имуществом.

Порядок приватизации государственного и муниципального помещения

Приватизирование муниципального или государственного имущества проводится в соответствии с установленным порядком:

  1. На начальном этапе происходит планирование будущего приватизационного процесса. На муниципальном уровне этим вопросом занимаются органы местного самоуправления, которые владеют имуществом, а в отношении государственной собственности окончательное решение принимает госорганы.
  2. Далее происходит выбор способа переоформления недвижимости в законное владение третьего лица. Также выбирается органами власти.
  3. Определяется будущий владелец имущества.
  4. Осуществляется приватизационная процедура.
  5. Собственник получает соответствующие вписку из ЕГРП, подтверждающую владение имуществом по праву собственности.

Порядок приватизации муниципальной недвижимости и государственного имущества имеют некоторые различия.

Прежде всего, не все помещения государственного типа могут принимать участие в процедуре (например, квартиры в военных частях или служебные помещения не подпадают под приватизацию).

Порядок процедуры зависит и от того, сколько стоит недвижимость. Государственное владение намного дороже, чем муниципальное, и в отношении него проводятся специальные аукционы и торги.

В качестве претендентов на приватизацию такой собственности могут выступать физические и юридические лица, исключая унитарные предприятия. Для оформления приватизации следует обратиться в Департамент жилищных отношений и в тот орган власти, который выставил недвижимость на торги.

Прогнозный план о приватизационном процессе такой недвижимости составляется и утверждается раз в год. Итоги проведенной приватизации сообщаются Правительству РФ не позже 1 марта следующего года.

Документы для приватизации

Договор приватизации муниципального имущества нежилого помещения оформляется после предоставления всех необходимых документов:

  • Заявка на приватизирование конкретного объекта. Образец заявления можно посмотреть и скачать: [Образец заявления на приватизацию государственного и муниципального имущества].
  • Финансовый документ, подтверждающий внесение необходимой оплаты.
  • Бумага из ФАС относительно уведомления ведомства о приобретении имущества в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
  • От физических лиц потребуется паспорт, а от юридических, копии учредительных документов, заверенных в нотариате.
  • Документальные доказательства права претендента на приватизацию такого имущества.

Особенности приватизации государственного и муниципального имущества

Несмотря на то, что способы и сама процедура приватизации муниципального помещения и недвижимости государственного типа очень схожи, существуют и некоторые различия:

  • Если муниципальное имущество практически все подпадает под приватизацию, то государственное помещение некоторых типов не может быть приватизировано. К таким относятся, квартиры в военных городках или частях.
  • Стоимость муниципального имущества как правило намного меньше, чем государственной собственности, поэтому предусматривается процедура аукциона.
  • Приватизация муниципальных земель происходит только на основании правового акта местной власти.

В остальном процедуры практически не имеют различий.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особенностям приватизации государственного и муниципального помещения

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Павел. Я специалист в сфере компьютерных технологий. Несколько лет назад меня пригласили на работу в солидную государственную компанию и предоставили корпоративную квартиру для проживания. Условием моей работы было то, что после трех лет проживания я смогу ее приватизировать в полное свое владение.

Относительно жилища был оформлен договор безвозмездного пользования, а помещение являлось государственным.

Три года прошло и теперь я захотел приватизировать жилище, однако получил отказ по причине того, что жилье мне было предоставлено в порядке безвозмездного пользования и относится к государственным служебным помещениям, которые вообще под приватизацию не подпадают?

Подскажите, могу ли я рассчитывать на получение этой квартиры в будущем или это уже невозможно?

Ответ: Здравствуйте, Павел, согласно ст. 4 Закона №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» те государственные помещения, которые относятся к разряду служебных, не могут быть приватизированы. Также жилище было предоставлено вам на безвозмездной основе, что тоже исключает приватизацию.

В вашей ситуации следует потребовать от работодателя выполнения своих обязательств, если таковые зафиксированы в письменном виде, и предоставить вам другое жилое помещение в собственность, поскольку данная жилплощадь под приватизацию не подпадает. Если они не согласятся, то требовать удовлетворение своих претензий уже в судебном порядке.

Заключение

В итоге можно составить несколько тезисов:

  1. Понятие «приватизация» можно рассматривать в нескольких вариантах.
  2. Приватизация государственного и муниципального жилья подразумевает не только переоформление в собственность жилых помещений, но и нежилой коммерческой недвижимости.
  3. Оформляется приватизация в Комитете жилищных отношений.
  4. Различается несколько способов приватизирования подобного имущества.
  5. Подходящий вариант выбирает тот орган власти, который распоряжается недвижимостью.
  6. Различается порядок переоформления недвижимости разных типов.
  7. Особенности приватизации государственного имущества — выставление его на аукционы и торги по причине своей высокой стоимости.
  8. В качестве претендентов могут выступать физические и юридические лица, за исключением унитарных предприятий.
  9. В приватизационном процессе не может принимать участие некоторое государственное имущество.
  10. Для оформления приватизационного соглашения потребуется список документации, утвержденной законом.

Источник: http://estate-advisor.ru/privatizaciya/process-privatizacii/osobennosti-privatizacii-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-zhilya/

Ссылка на основную публикацию